Определение места вертолета
Место вертолета определяется на заранее подготовленной карте как точка пересечения двух линий положения — линии азимута и линии равных расстояний, значения которых отсчитываются со счетчиков азимута и дальности бортовой аппаратуры РСБН.
Для определения МВ необходимо:
— снять отсчет азимута и дальности и заметить время измерения;
— найти на карте путем интерполяции линии положения вертолета и в точке их пересечения поставить отметку места вертолета и время его определения.
Если на карте не нанесена сетка линий положения, место вертолета определяется следующим образом. С помощью транспортира откладывается величина азимута вертолета от северного направления истинного меридиана, проходящего через наземную станцию РСБН, и по направлению азимута с помощью масштабной линейки откладывается значение дальности (рис. 8.8).
Точность определения места вертолета с помощью РСБН зависит от погрешностей в азимуте и дальности, зависящих от точности их измерения системой, графической работы, интерполяции, отсчета азимута и дальности, составления и подготовки карты. При этом средняя квадратическая радиальная ошибка определения места вертолета характеризуется величиной, получаемой из выражения
or = V(0,017ДбА)2 -н оД2, (8.4)
где, аА—суммарная погрешность определения азимута, °; оД — суммарная погрешность определения дальности, м;
Д —дальность от вертолета до наземной станции РСБН, км.
Если подставить в формулу только ошибки системы, получим точность определения места вертолета, равную 0,4 км при дальности до наземной станции 100 км. Наибольшее влияние на точность определения места вертолета оказывает ошибка измерения азимута. Кроме того, точность определения места вертолета снижается из-за ряда дополнительных ошибок, указанных выше. При этом наибольшее влияние оказывают ошибки графической работы (аА=0,5° и аД= 1 мм в масштабе карты). Например, при пользовании картой масштаба 1 : 500 000 точность определения места вертолета на удалении 100 км от наземной станции РСБН составит 1.2 км.